Вернуться на сайт

Как составить расписание занятий с программой Ректор-Школа

Назад    Содержание    Вперед

Обязательные предметы

Далее мы предполагаем, что основные приемы добавления, редактирования, удаления, печати данных, описанные в разделе Списки уже освоены. Здесь они повторяются с незначительными изменениями. Поэтому в этой главе большее внимание будет уделено описанию способов отбора нагрузок для просмотра и диалогу Добавление нагрузки.

Отдельная глава будет целиком посвящена различным способам задания нагрузок, в том числе с учетом объединения классов и деления классов на группы.


Рис. Список нагрузок по обязательным предметам

Просмотр нагрузок по классам, учителям или предметам

Общее количество нагрузок в школе может составлять не одну сотню. Удобнее работать с нагрузками одного класса или одного преподавателя, или с нагрузками по одному предмету. Для этого есть фильтр, расположенный справа от кнопки Связи:


Рис. Фильтр нагрузок настроен на показ нагрузок 5а класса

Фильтр состоит из двух разворачивающихся списков. В левом списке выбрано "Класс:". Другие возможные выборы: "Учитель:" и "Предмет:". Поскольку в левом списке выбрано "Класс:", правый список содержит названия всех классов; текущий класс - 5а. Для того, посмотреть нагрузки одного учителя, в левом списке нужно выбрать "Учитель:", а в правом - фамилию учителя, как показано на рисунке:


Рис. Фильтр нагрузок настроен на показ нагрузок Гузаевой Т. А.

Подобным способом можно посмотреть нагрузки по какому-либо предмету. Для того, чтобы увидеть все нагрузки сразу, нужно в правом списке выбрать первый элемент списка, которым является тире "-".

Теперь о названиях колонок таблицы:



Рис. Названия колонок таблицы

Класс (поток) - название класса. Если один учитель работает на уроке с двумя и более классами одновременно, образуется поток. В этом случае выводятся названия классов, входящих в поток.

Всего (час) - общая нагрузка в часах. Это произведение недельной нагрузки на количество недель в учебном периоде. При необходимости учитывается четность недель. Напомним, что продолжительность учебного периода задается в диалоге Установки.

В неделю (час) - недельная нагрузка в часах. Число часов всегда целое. Если нагрузка в 2 часа относится только к нечетной неделе, нужно было бы выводить 1 час. Вместо этого, по-прежнему выводится 2 часа, но в колонке Неделя выводится название недели, в данном случае - нечетная.

+ - если для проведения урока класс (или поток) делится на группы, в этой колонке ставится знак "+" или "-". Знак "+" ставится в тех случаях, когда группы занимаются одновременно. Иначе ставится "-".

# - если для проведения урока класс (или поток) делится на группы, в этой колонке стоят номера групп.

& - если на нагрузки наложены связи (например, уроки русского языка и литературы должны проходить в разные дни, подробнее о связях в следующей главе), то в колонке ставится значок "&", отмечающий наличие связи. Вид связи можно посмотреть, нажав на кнопку Связи.

Предмет - название предмета.

Учитель - фамилия и инициалы учителя.

Кабинет - список разрешенных кабинетов для данной нагрузки. Если в списке есть кабинеты, при автоматическом и ручном составлении расписания кабинеты можно будет назначать только из этого списка. Если в списке нет ни одного кабинета, при автоматическом составлении расписания кабинеты не расставляются. Однако, их можно расставить вручную произвольным образом.

Пары - способ спаривания уроков (например, уроки должны идти парами, или по одному в день, или иначе; подробнее о вариантах спаривания ниже).

Урок - позиция урока, возможные варианты: первый, последний, крайний (первый или последний) и "все равно какой"; последний обозначается значком "-".

Неделя - вид недели; возможные варианты: нечетная, четная и "все равно какая"; последняя обозначается значком "-".

Т - отмечается необходимость проверки тетрадей; эта информация не учитывается при автоматическом составлении расписания, хотя уроки по предмету распределяются по дням недели возможно равномерно.

ПП - помечаются профильные предметы; эта информация не учитывается при автоматическом составлении расписания.

Добавление нагрузки

Для добавления новой нагрузки щелкните по кнопке Добавить, либо выберите такую же команду в контекстном меню. Откроется диалог Добавление нагрузки.


Рис. Диалог Добавление нагрузки

Поле Класс(поток) показывает название одного класса или, в случае объединения классов в поток, названия всех классов, входящих в поток. Для изменения названия класса щелкните мышкой по кнопке справа от поля. Появится диалог Выбор класса:


Рис. Диалог Выбор класса

Щелкните мышкой по названию нужного класса - диалог закроется, класс будет выбран. Для выбора названий нескольких классов одновременно (для создания потока) нажмите на клавиатуре и удерживайте нажатой кнопку <Ctrl>, щелкните мышкой по названиям нужных классов. Отпустите кнопку <Ctrl>. Затем закройте диалог, нажав ОК.

Возвращаемся к диалогу Добавление нагрузки.

Спаривание уроков - разворачивающийся список с вариантами спаривания уроков. Подробнее:

Если у Вас нет предпочтения, рекомендуем выбирать вариант спаривания Если. Вариант "-" следует выбирать только в действительно трудных случаях.

Часов в неделю - недельная нагрузка, иначе - нагрузка на нечетную, четную или любую неделю. Если эта нагрузка относится только к нечетным неделям, ниже, в списке видов недель нужно выбрать "нечетная". Если нагрузка относится только к четным неделям, - выбрать "четная". Если нагрузка относится к любым неделям - в списке видов недель выбрать "-". Итак, не нужно делить число часов пополам для получения средней нагрузки в случае, когда уроки должны идти через неделю. Вместо этого нужно указать четность недели.

Профильный предмет - поставьте флажок, если данная нагрузка - нагрузка по профильному предмету. Учет профильных предметов не влияет на составление расписания.

Группы - используется для выбора названий предметов, фамилий учителей и ввода других требований для класса в целом или для каждой группы, если класс делится на группы. Подробнее:

Сохранить и копировать - эту кнопку удобно использовать, если идет ввод похожих нагрузок. Щелчок мышки по этой кнопке приводит к том, что текущая нагрузка сохранятся, а диалог остается открытым. Можно внести необходимые изменения и еще раз щелкнуть по Сохранить и копировать для перехода к вводу третьей нагрузки. И так далее. При желании, используя эту кнопку можно ввести все нагрузки, от первой до последней.

Сохранить и закрыть - выход из диалога с сохранением последних сделанных изменений.

Закрыть - выход из диалога без сохранения последних сделанных изменений.

© Павел Смыкалов, 1997 - 2010